Где учат покорять глубины?
Офицеров для подводного флота в России готовят всего пять вузов. Это Военно-морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт, Тихоокеанский военно-морской институт имени адмирала Макарова, Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ушакова, Военно-морской институт имени А.С. Попова и Военно-морской инженерный институт.
Уровень образования там очень высок, а конкурс на поступление в эти вузы с каждым годом становится все выше. Эти учебные заведения отличаются от обычных вузов и системой профессионального отбора – требования к абитуриентам определяются специальными инструкциями Министерства обороны РФ. Собирается информация о морально-этических качествах претендентов, требуются рекомендации.
Подводник – одна из самых героических и романтических морских профессий. Российских подводников отличает железная дисциплина, мужество и полная отдача своему делу. К сожалению, российская история также отмечена подводными трагедиями.
Трагедия К-129
Первое из них произошло 7–8 марта 1968 года — затонула дизель-электрическая подводная лодка К-129. На борту находился ракетный комплекс Д-4 с тремя баллистическими ракетами Р-21.
В поисках, начавшихся 22 марта, были задействованы десятки боевых кораблей и самолетов Тихоокеанского флота. Но безрезультатно. Советская контрразведка подозревала, что причиной трагедии стала атака американской подводной лодки «Свордфиш» — за действиями ВМС США в предполагаемом месте исчезновения ракетоносца внимательно следили. США отрицают причастность к гибели К-129. Но рассекреченные 30 лет спустя документы Конгресса показали, что разведка ВМФ знала точное место катастрофы. В августе того же года к месту трагедии попала американская подводная лодка Halibat, оснащенная глубоководным судном. После поездки в Пентагон были доставлены 22 тысячи фотографий с затонувшей российской подводной лодки.
Шесть лет спустя, в 1974 году, США предприняли попытку поднять подводную лодку с глубины 5200 метров — их интересовали коды, с помощью которых американцы могли прочитать секретный радиопереговоры советских кораблей. Военных также привлекло ядерное оружие подводной лодки. В результате из-за пробития корпуса удалось восстановить только носовую часть К-129 с телами 58 погибших моряков и двумя ядерными торпедами. Когда об этом стало известно американской прессе, разразился скандал. Американцы ответили на ноту протеста, заявив, что российские моряки были перезахоронены в соответствии с морскими церемониями. Гибель К-129 стала предметом жесткого анализа со стороны ЦК КПСС.
Американские правительственные органы в ходе расследования, основанного на изучении останков корпуса субмарины на морском дне, пришли к выводу, что трагедия субмарины произошла из-за срабатывания двигателей ракеты Р-21. В 2017 году свою версию представил военно-морской эксперт, капитан 2 ранга Илья Курганов. По его мнению, лодка терпела бедствие на поверхности три дня, после чего 11 марта затонула, не дождавшись помощи. При потоплении К-129 взорвались оставшиеся две ракеты, что было зафиксировано акустическими наблюдениями ВМС и ВВС США.
Как формировался флот?
Российская империя сразу стала первой страной, имевшей собственный подводный флот. И несмотря на то, что официальной датой его создания считается 1906 год, развитие его началось гораздо раньше. И не зарубежных конструкторов, как сообщают некоторые источники, а наших соотечественников.
Первая подводная лодка
Впервые идея создания «потайного сосуда» возникла еще при Петре I. Мастер Ефим Никанов обратился к императору с такой челобитной. Однако экспериментальный образец испытания не выдержал, так как при первом спуске получил пробоину. К сожалению, дальнейшая работа была заморожена. После смерти правителя ремонт был прекращен, а сам мастер разжалован до простого рабочего верфи.
Дальнейшие попытки создать такой корабль также не увенчались успехом, в основном из-за отказа от финансирования. Но тем не менее первая в мире металлическая лодка была построена в 1834 году в России.
Лишь в 1870-х годах проекты стали интересны руководству империи. Был даже госзаказ на изготовление партии из 50 лодок, приводившихся в движение педалями моряков. Такие уникальные подводные велосипеды так и не нашли практического применения.
Лодка с электродвигателем появилась в 1885 году. Она была построена по проекту изобретателя Джевецкого.
А вот автора боевых катеров зовут И.Г. Бубнова. Российский конструктор и морской инженер проектировал именно те агрегаты, которые уже могли выполнять боевые задачи. Эти корабли стали основой выделения подводного флота в отдельное подразделение.
Современный подводный флот
Подводному флоту пришлось пережить тяжелые времена развала Союза, когда многие военнослужащие из-за растерянности и безответственности просто покинули свои посты. Однако подводники смогли пережить тяжелые времена постсоветского дефицита, отсутствия финансирования и сокращения флота. Моряки достойно продолжили свою службу, а самые упорные смогли увидеть возрождение военной сферы с приходом нового тысячелетия.
Новые подводные лодки
На фоне развития атомной энергетики и появления усовершенствованного ракетно-ядерного оружия подводный флот приобрел новый, более мощный статус. Он стал частью современного ядерного щита, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны.
Мы можем гордиться современным подводным флотом, поскольку он способен выполнить все поставленные учебные, а при необходимости и боевые задачи на самом высоком уровне. Сегодня в эксплуатации находится множество различных типов кораблей, таких как многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электроходы и ракетные катера. И все эти «скрытые корабли» оборудованы в соответствии с военной необходимостью и всеми требованиями безопасности.
Более того, на ближайшие годы разработан план увеличения ядерного состава подводных сил с его постепенным, но постоянным обновлением. При строительстве современных подводных лодок упор делается на снижение уровня физических полей, что позволит повысить уровень скрытности. Они оснащены расширенными возможностями связи и обнаружения. Особое внимание также уделяется улучшению условий жизни членов экипажа.
О профессии
Престиж службы на современном российском флоте значительно возрос. Но не каждый может пройти строгий отбор.
Подводные лодки
ведь служба на подводной лодке сопряжена с рядом трудностей. Мальчики должны иметь отличное физическое и психическое здоровье, быть в отличной физической форме, иметь соответствующее образование и высшую профессиональную подготовку.
Сложнейшие технические системы и оборудование требуют от моряков не только выносливости, но и определенных знаний. Причем среди недавних выпускников профильных учебных заведений отбираются лучшие, которые могут стать специалистами высочайшего класса.
Не забывайте, что подводная служба предполагает длительное отсутствие дома и многомесячные служебные рейды. Подводник должен быть морально готов к таким условиям, к длительному пребыванию в замкнутом пространстве.
В день подводной лодки не все адмиралы и офицеры, мичманы и старшины и матросы имеют возможность получить поздравительные слова от своих родственников. Многие из них отпразднуют свой праздник, когда выйдут на поверхность. Не зря в отпуске подводники пьют, чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий.
Читайте также: Поздравить с днем рождения нефтяника — 83 шт
История праздника
Более ста лет назад правители империи и руководство флота даже представить себе не могли, каким будет российский флот. Но именно события 110-летней давности легли в основу формирования этого образования и определили будущую дату профессионального праздника.
У истоков формирования флота
Для моряков, несущих подводную службу, и их родственников не остается сомнений в празднике Дня подводника в 2017 году, какая бы дата это ни была. Последние 20 лет праздник отмечается 19 марта по распоряжению Главнокомандующего МВФ.
Чем эта дата памятна подводникам? Этот день можно считать днем рождения российского подводного флота. С 1906 года императором Николаем II подводные лодки как новый класс боевых кораблей были введены в состав военно-морского флота.